ИП – популярная форма для госрегистрации небольшого бизнеса. В работе предпринимателям приходится вести документооборот и решать различные задачи – от заключения договоров с партнерами до сдачи отчетности. Свести бумажные документы к минимуму поможет переход на обмен документов в электронной форме и электронная подпись. Но перед заказом ЭЦП для ИП надо разобраться с нюансами данной подписи.
Отличается ли подпись для ИП от других
Электронная подпись (ЭП) служит для подтверждений действий конкретного человека и выступает аналогом собственноручной подписи. Она может выпускаться для физ. лиц, организаций и ИП. Основное различие таких подписей в содержании сертификата и документах, которые надо представить в удостоверяющий центр, чтобы получить ее.
Ранее активно применялось понятие ЭЦП, но в законодательстве осталось лишь упрощенное название – электронная подпись (ЭП).
Сертификат ЭП для ИП содержит информацию о физ. лице, а также данные о присвоенном при госрегистрации в реестре номере – ОГРНИП. Фактически ЭП, выпускаемая индивидуальному предпринимателю, больше похожа на подпись юр. лица, в которой также должны содержаться сведения об организации.
Какие задачи индивидуального предпринимателя решит электронная подпись
ИП может быть получена простая, неквалифицированная и квалифицированная подпись. Каждая из них служит для решения разных задач. Простая ЭП служит в основном для авторизации в определенных системах и подтверждения, что действие совершается конкретным лицом. Она часто применяется банками (SMS-коды).
Неквалифицированная подпись может подтверждать не только личность подписанта, но и целостность документа. Она подходит для обмена документами с партнерами при наличии дополнительного соглашения. В основном данный тип подписей применяется лишь в определенных информационных системах.
Наиболее распространенной и часто используемой является квалифицированная ЭП. Она выпускается аккредитованным Минкомсвязи УЦ, позволяет подтвердить личность подписанта и отсутствие изменений в документе. Дополнительных соглашений для придания документам с КЭП юр. силы не требуется.
Рассмотрим, где наиболее часто применяется квалифицированная подпись:
- для налоговой и другой отчетности;
- при участии в торгах и подписании контрактов;
- для работы с различными госсервисами (портал Госуслуги и т. п.);
- при обмене документами с партнерами.
Сколько стоит ЭЦП для ИП
Стоимость квалифицированной подписи зависит от выбранного УЦ и сферы применения ЭП. Если планируется только сдавать отчетность, то подпись можно заказать за примерно 2000 рублей. Для участия в торгах на федеральных площадках ЭП обойдется уже в 3000–5000 рублей. Если требуется применять ЭП на площадках с коммерческими торгами, то она будет опять же дороже – 8000–10000 рублей. Иногда придется дополнительно заплатить 2000–4000 рублей, если ключ планируется использовать на площадках со специальными требованиями к ЭП.
Цена на неквалифицированную подпись устанавливается также УЦ самостоятельно. Если центр непосредственно связан с оператором информационной системы, то такие ключи выпускаются обычно бесплатно. Для внутреннего документооборота неквалифицированная ЭП в стороннем УЦ обойдется примерно в 500–1000 рублей.
Дополнительно стоимость ЭП может увеличиться из-за следующих факторов:
- Необходимость приобретения защищенного носителя. Он обойдется в среднем в 700–2000 рублей.
- Лицензия на криптопровайдер. Если у пользователя отсутствует ранее купленная лицензия, то ее придется купить. Стоимость КриптоПро на 1 год составляет около 1000–1200 рублей. «Вечная» лицензия обойдется в 2000–3000 рублей.
- Различные сервисы и дополнительные опции. Резервное копирование ключей, аккредитация на площадках, обучение и т. д. – это платные услуги УЦ. Покупать их или нет – может решить только конкретный пользователь.
Как получить электронную подпись (ЭЦП) для ИП
Простая ЭП выпускается оператором информационной системы. Для ее получения надо обращаться именно к нему. При оформлении понадобится подписать бумажное соглашение. Нередко также оператор старается проверить личность клиента и предлагает явиться для этого в офис или встретиться с менеджером.
Неквалифицированную подпись выдает УЦ на основании заявки. Она может формироваться на бумажном носителе или в электронном виде. Для получения подписи пользователю потребуется представить пакет документов в соответствии с требованиями УЦ и при необходимости оплатить услугу. УЦ для выдачи неквалифицированных подписей может быть организован оператором или сторонней организацией. Аккредитованные Минкомсвязи УЦ также могут выпускать такие сертификаты, например, для внутреннего документооборота у клиента.
Как получить квалифицированную ЭЦП для ИП
Оформить квалифицированную ЭП можно исключительно в УЦ, прошедших аккредитацию в Минкомсвязи. Список таких компаний можно найти на сайте министерства. В нем указаны только главные офисы УЦ, точки продаж можно уточнить уже на официальном ресурсе выбранной компании.
Процедура оформления ЭП для ИП будет включать в себя 5 шагов:
- Подача заявки. Ее удобней всего заполнить на сайте УЦ, но по желанию клиент может составить ее менеджеру по телефону или в офисе УЦ.
- Предоставление документов. Для ускорения процедуры выпуска большинство УЦ принимают сканированные копии документов вместе с заявкой, а проверку оригиналов проводят при выдаче ЭП. ИП понадобится представить паспорт, СНИЛС, а также иногда выписку из ЕГРНИП с сайта ФНС.
- Оплата. На основании заявки УЦ выставит счет, который нужно оплатить. Деньги поступят на счет УЦ за 1–3 дня.
- Получение подтверждения о готовности ЭП. Обычно оно поступает в течение 1–2 дней, но можно заказать и ускоренный выпуск за 1–2 часа.
- Получение ЭП. Для этого потребуется явиться в офис УЦ с документами (паспортом и СНИЛС).
Электронная подпись для ИП позволяет существенно упростить документооборот и отчетность перед госорганами. А в некоторых ситуациях без этого инструмента и вовсе обойтись не получится. К счастью, в оформлении ЭП нет ничего сложного, и занимает эта процедура не очень много времени.