ЭЦП (ЭП) активно применяется бизнесом для документооборота с партнерами или взаимодействия с госорганами. Проверка ЭП позволяет убедиться, что полученный документ имеет юр. силу. Существует несколько способов проверить цифровую подпись с помощью специальных программ или сервисов. Но нужно обязательно разобраться с особенностями данной процедуры.
Для чего необходима проверка электронной подписи
Проверка ЭП позволяет узнать, имеет ли конкретный документ юр. силу. Можно выполнить проверку как для КЭП, так и для НЭП. Фактически в ходе данной процедуры должны быть установлены следующие моменты:
- при создании ЭП использован сертификат, действительный на момент подписания документа;
- ЭП была создана владельцем (идентификация подписанта);
- после создания ЭП в документ не вносились изменения, и она была создана именно для него.
Для проверки ЭП используется открытый ключ. Если ЭП используется в каких-либо сервисах, то обычно именно они устанавливают ее подлинность. Но в некоторых ситуациях пользователю придется делать это самостоятельно:
- при заключении договора с физ. лицом путем обмена электронными сообщениями;
- проведении сделки между партнерами или передаче документов вне специализированных сервисов ЭДО;
- проведении котировки с заявками на email, а не на ЭТП;
- проверке подписи сотрудника ФНС в электронной выписке.
Как проверить подлинность
На самом деле ситуаций, когда требуется проверка ЭП, может быть довольно много. Далеко не всегда этот процесс происходит автоматически. Участники ЭДО имеют право самостоятельно определять средства для проверки ЭП. Обычно это могут быть специальные программы, плагины, онлайн-сервисы.
Проверка ЭП позволяет снизить риски, связанные с мошенничеством и предоставлением поддельных электронных документов.
Документ и подпись могут представлять собой 2 файла (отсоединенная ЭП) или 1 (присоединенная). Оба варианта можно проверить без каких-либо проблем.
Как проверить работоспособность
Иногда у пользователей возникают проблемы с работой ЭП. В этом случае рекомендуется протестировать работоспособность. Для этого нужно выполнить 3 действия:
- Вставить ключ в ПК и дождаться установки драйверов. Если ключевой носитель не опознан или появились другие сообщения об ошибке, то следует связаться со службой технической поддержки УЦ.
- Запустить КриптоПро и перейти к вкладке «Сервис», а затем выбрать кнопку «Протестировать». Не стоит пользоваться для проверки функцией просмотра сертификата, т. к. этого будет недостаточно.
- Выбрать контейнер. Для этого потребуется воспользоваться кнопкой «Обзор» в диалоговом окне.
Если мастер завершит работу без ошибок, то проблем с работоспособностью ЭП нет. В иных случаях нужно обратиться в центр техподдержки.
Способы проверки подписи
Существует довольно много способов проверить ЭП. Пользователь может выбрать наиболее подходящий для себя вариант в зависимости от личных предпочтений, используемого программного обеспечения и т. д.
Рассмотрим основные способы проверки ЭП:
- С помощью КриптоПро Office Signature (для документов Word и Excel). Для проверки ЭП надо нажать на иконку ЭП, а затем вызвать контекстное меню на строке с подписью и выбрать в нем пункт «Состав подписи». Нужно учитывать, что если у участников обмена установлены разные версии офисного пакета, то проверка может работать с ошибкой.
- С использованием КриптоПро PDF (для файлов формата PDF). Пользователю надо на левой панели перейти к разделу «Подписи» и выбрать нужную ЭП, а затем воспользоваться функцией проверки через контекстное меню.
- С помощью специальных сервисов (например, Крипто.Контур). Для проверки необходимо загрузить файл с документом и подписью на специальной странице (если требуется) и запустить проверку. Устанавливать ПО в этом случае не требуется, т. к. вся операция проходит в режиме онлайн.
Пользователь может при необходимости убедиться в подлинности ЭП, выполнив ее проверку. Это несложная процедура, которую можно осуществить буквально за несколько секунд. Но надо подобрать удобный для себя способ проверки.