Сертификат электронной подписи

Современные технологии вывели электронный документооборот на совершенно новый уровень. Он активно применяется в самых разных областях. Но большинство информационных систем базируется на общедоступных сетях. Проблема обеспечения целостности и юридической значимости документов перед пользователями стоит достаточно остро. Одним из элементов ее решения является сертификат ключа проверки электронной подписи (ЭП).

Что такое сертификат ключа проверки электронной подписи?

Сертификат электронной подписи – это документ, который подтверждает принадлежность электронной подписи владельцу. Он может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде. Фактически он позволяет проверить подлинность ЭЦП (ЭП).

Если сертификат отсутствует, то воспользоваться электронной подписью не получится. Это связано с тем, что проверить подлинность ее будет невозможно. Сертификат проверки ЭП является неотъемлемой частью криптографической системы защиты, призванной подтверждать авторство и подлинность документа.

Какие сведения содержатся в сертификате ключа проверки электронной подписи

Содержание сертификата может несколько различаться в зависимости от области применения и других параметров. Но в нем обязательно будут включены следующие данные:

  • ключ проверки ЭП;
  • срок действия и дата выдачи;
  • наименование средства ЭП;
  • информация о УЦ, который осуществил выпуск ЭП;
  • данные о сферах применения ЭП и соответствующих ограничениях;
  • информация о владельце ЭП.

В зависимости от того, кто выступает владельцем ЭП, в сертификат могут включаться различные данные о нем. Для физических лиц обычно указывается Ф.И.О., СНИЛС, ИНН. Для юр. лиц набор сведения будет немного иным:

  • наименование;
  • юр. адрес;
  • ИНН.

В некоторых случаях в сертификат включается дополнительная информация. Например, он может содержать данные о назначении (сфере применения) ЭП.

Как получить сертификат открытого ключа

Сертификат необходим для работы с ЭП. Предварительно пользователю следует получить ЭП. Для этого можно обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров. Клиенту потребуется выполнить 4 действия для получения ЭП:

  1. Подать заявку на получение ЭП. Обычно ее можно оформить на сайте выбранного удостоверяющего центра (УЦ). При возникновении вопросов можно воспользоваться помощью сотрудников УЦ по телефону или email.
  2. Прикрепить необходимые документы. Частным лицам для получения усиленной подписи обычно достаточно СНИЛС и паспорта. Но в некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы, например, ИНН.
  3. Оплатить выпуск ЭП и при необходимости защищенный носитель информации. Каждый УЦ самостоятельно определяет стоимость услуг. Предложений на рынке довольно много, и пользователь может подбирать оптимальный для себя вариант по цене.
  4. Получить ЭП. Она изготавливается обычно в течение 1 дня после поступления оплаты в УЦ. О готовности ЭП клиента информируют по телефону. При получении ЭП понадобится предъявить паспорт и при необходимости доверенность или другие документы. Некоторые УЦ осуществляют доставку ЭП. Это может быть удобно, если нет времени на визит в офис центра.

Квалифицированный сертификат проверки подписи

Квалифицированный сертификат может быть только у усиленной квалифицированной подписи. Она выдается исключительно УЦ, прошедшими аккредитацию в госорганах. В настоящее время занимается ее проведением Минкомсвязи. Список аккредитованных УЦ можно найти на официальном сайте министерства.Центры выдачи

Информация о каждой квалифицированной ЭП вносится в реестр. Она имеет полную юридическую значимость. Все документы, подписанные с помощью нее, будут полностью равны по значимости документам на бумажных носителях с собственноручной подписью.

Для создания квалифицированной ЭП используется специализированное криптографическое программное обеспечение. Она подтверждает отсутствие изменений в документе, а также подпись пользователя. Ограничений на применение квалифицированной ЭП в законодательстве нет. Она может использоваться в любых документах, в т. ч. содержащих гостайну.

Существует также еще 2 вида ЭП – усиленная неквалифицированная и простая. Усиленная неквалифицированная подпись выдается УЦ, которые необязательно должны иметь аккредитацию Минкомсвязи. По данному виду подписи можно однозначно определить подписанта и отсутствие изменений в документе. Основное применение данной категории ЭП – документооборот между компаниями. В документах с гостайной он применяться не может.

Простая ЭП – наиболее упрощенный вариант подписи. Она позволяет только идентифицировать пользователя, совершившего определенные действия, например, при покупке товара в онлайн-магазине. Использовать в документообороте простую ЭП можно, но только при наличии соответствующей договоренности между сторонами. Данный вид подписей не используется на документы, содержащие гостайну, а также в некоторых других ситуациях, прямо предусмотренных законодательством.

Подробнее о видах ЭП

Установка сертификата

Наиболее часто для работы с ЭП используется система КриптоПро. Установка сертификата осуществляется в ней в 3 шага:

  1. Запустить программу, переключиться на вкладку «Сервис» и нажать кнопку «Посмотреть сертификаты в контейнере». Перед началом установки необходимо подключить защищенный носитель к USB-порту ПК. Если драйвера для ключевого носителя не были инсталлированы заранее, то их также обычно придется установить.Сертификаты в контейнере
  2. Найти нужный контейнер. Для выбора контейнеров следует воспользоваться кнопкой «Обзор».Выбор контейнера
  3. Перейти к просмотру сертификата и выбрать кнопку «Установить». Предварительно имеет смысл просмотреть информацию о сертификате и убедиться, что сделан правильный выбор.Просмотр сертификата

При наличии файла ключа на флэшке или другом носителе его установка осуществляется с помощью следующих действий:

  1. Открыть программу КриптоПро CSP и на вкладке «Сервис» нажать кнопку «Установить сертификат».Установка личного сертификата
  2. Выбрать файл сертификата на компьютере или внешнем носителе.Поиск сертификата
  3. Выбрать в мастере установки автоматический поиск ключевого контейнера.Автоматический поиск
  4. Поставить галочку для установки сертификата в контейнер и завершить операцию.Тип хранилища

Сертификат проверки электронной подписи – важный элемент. Он нужен для проверки подписанта и отсутствия изменений в документе. Только при правильной установке сертификата получится использовать ЭП для документооборота.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Федеральный Центр ЭП
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: