Чтобы принять участие в закупке, начать использовать электронный документооборот, пользователю потребуется электронная подпись (ЭП). Получить ее можно через удостоверяющий центр (УЦ). Предложений на рынке довольно много, особенно в крупных городах, таких как Москва или областные центры. В этой ситуации клиенту надо разобраться сначала с тем, какие бывают УЦ и что это такое.
Что такое удостоверяющий центр
Удостоверяющий центр – это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ. Основная деятельность УЦ – это предоставление открытых и закрытых ключей ЭЦП (ЭП). Проще говоря, это компания, где пользователь может оформить электронную подпись.
УЦ получает документы, проверяет их и осуществляет после этого генерацию ключей. При этом обеспечивается гарантия сохранения втайне закрытого ключа. Список документов, необходимый для получения ЭП для физических лиц, организаций, ИП, будет различаться. Кроме того, в некоторых случаях он может быть расширен, например, если создается неквалифицированная подпись для работы в определенном сервисе.
Замечание. Оператор информационного сервиса может осуществлять генерацию простой ЭП без услуг УЦ. Остальные типы подписей могут быть выданы только центрами.
Цели и задачи удостоверяющего центра
Основная задача любого УЦ – выдача квалифицированных и/или неквалифицированных ЭП по заявкам пользователей. Для оказания услуг центр выполняет следующие обязанности:
- проверку и удостоверение личности лица, которое обратилось в УЦ для получения электронной подписи;
- изготовление и выдачу сертификата ЭП, который обязательно должен включать открытый ключ и данные о владельце (пользователе);
- управление сертификатами.
Именно УЦ отвечает за корректное определение срока действия сертификата, его перевыпуск при окончании срока действия, приостановление и возобновление возможности использования и другие вопросы. Фактически работа УЦ связана не только с IT-технологиями, но и с юриспруденцией, а также с информационной безопасностью.
Типы удостоверяющих центров, работающих в настоящее время
Существует несколько типов УЦ в зависимости от выпускаемых ими электронных подписей. В настоящее время все центры в России можно разделить на 2 категории: неаккредитованные и аккредитованные.
Неаккредитованные учреждения могут выпускать только неквалифицированные ЭП. Для их создания используется специальное криптографическое программное обеспечение. Но юр. силу неквалифицированная ЭП приобретает только в ситуации, когда между сторонами документооборота существует соглашение о ее применении. Но даже в этом случае такой тип подписей не может применяться в системах, связанных с информацией, относящейся к государственной тайне.
Замечание. ЭП, созданная неаккредитованным УЦ, может гарантировать целостность документов, а не только подтверждать личность подписанта.
Чаще всего неаккредитованные УЦ создаются внутри компании или группы связанных организаций для обеспечения внутреннего документооборота. Лишь в редких случаях неквалифицированные ЭП могут получить и другие лица (например, партнеры, задействованные в решении определенных задач).
Аккредитованные УЦ имеют право выпускать квалифицированную подпись. Она позволяет обеспечить юр. силу документам в соответствии с законом, подтверждает целостность файла и личность подписанта.
Аккредитацией УЦ занимается Минкомсвязи России. При этом к организациям предъявляются довольно серьезные технические и юридические требования. Аккредитованный УЦ должен использовать в работе программные и аппаратные комплексы, получившие сертификат от ФСБ России. Ему также необходимо получить лицензию на деятельность по защите информации и выполнить ряд дополнительных требований.
Наличие жестких ограничений для аккредитованных УЦ связано с тем, что от его корректной работы зависит нормальное функционирование различных систем и даже доверие к целым сферам деятельности, где активно применяются ЭП (торги, отчетность и т. д.).
Список удостоверяющих центров, где можно получить ЭЦП
Если требуется получить неквалифицированную ЭП для работы с конкретной информационной системой, то нужно обращаться в УЦ, имеющие соответствующие полномочия. Они не всегда имеют аккредитацию Минкомсвязи. Уточнить список центров можно в этом случае у оператора информационного сервиса.
Аккредитованные УЦ включаются в единый реестр. Его ведением занимается Минкомсвязи. Пользователи могут ознакомиться со списком аккредитованных УЦ на портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи.
Здесь пользователь может узнать о текущем статусе аккредитации. Для удобства на портале доступны фильтры, с помощью которых можно выбрать УЦ в определенном городе (например, СПБ) и по другим параметрам.
На сайте пользователь может также ознакомиться с нормативными документами по электронной подписи и работе УЦ.
В России существует довольно много УЦ, которые предлагают услуги по выпуску электронных подписей. Но пользователю надо подбирать центр для выпуска ЭП в соответствии с целями ее использования. В большинстве случаев необходимо обратиться в аккредитованный УЦ.