Удостоверяющий центр ЭЦП для получения подписи

Чтобы принять участие в закупке, начать использовать электронный документооборот,  пользователю потребуется электронная подпись (ЭП). Получить ее можно через удостоверяющий центр (УЦ). Предложений на рынке довольно много, особенно в крупных городах, таких как Москва или областные центры. В этой ситуации клиенту надо разобраться сначала с тем, какие бывают УЦ и что это такое.

Что такое удостоверяющий центр

Удостоверяющий центр – это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ. Основная деятельность УЦ – это предоставление открытых и закрытых ключей ЭЦП (ЭП). Проще говоря, это компания, где пользователь может оформить электронную подпись.

УЦ получает документы, проверяет их и осуществляет после этого генерацию ключей. При этом обеспечивается гарантия сохранения втайне закрытого ключа. Список документов, необходимый для получения ЭП для физических лиц, организаций, ИП, будет различаться. Кроме того, в некоторых случаях он может быть расширен, например, если создается неквалифицированная подпись для работы в определенном сервисе.

Замечание. Оператор информационного сервиса может осуществлять генерацию простой ЭП без услуг УЦ. Остальные типы подписей могут быть выданы только центрами.

Цели и задачи удостоверяющего центра

Основная задача любого УЦ – выдача квалифицированных и/или неквалифицированных ЭП по заявкам пользователей. Для оказания услуг центр выполняет следующие обязанности:

  • проверку и удостоверение личности лица, которое обратилось в УЦ для получения электронной подписи;
  • изготовление и выдачу сертификата ЭП, который обязательно должен включать открытый ключ и данные о владельце (пользователе);
  • управление сертификатами.

Именно УЦ отвечает за корректное определение срока действия сертификата, его перевыпуск при окончании срока действия, приостановление и возобновление возможности использования и другие вопросы. Фактически работа УЦ связана не только с IT-технологиями, но и с юриспруденцией, а также с информационной безопасностью.

Типы удостоверяющих центров, работающих в настоящее время

Существует несколько типов УЦ в зависимости от выпускаемых ими электронных подписей. В настоящее время все центры в России можно разделить на 2 категории: неаккредитованные и аккредитованные.

Неаккредитованные учреждения могут выпускать только неквалифицированные ЭП. Для их создания используется специальное криптографическое программное обеспечение. Но юр. силу неквалифицированная ЭП приобретает только в ситуации, когда между сторонами документооборота существует соглашение о ее применении. Но даже в этом случае такой тип подписей не может применяться в системах, связанных с информацией, относящейся к государственной тайне.

Замечание. ЭП, созданная неаккредитованным УЦ, может гарантировать целостность документов, а не только подтверждать личность подписанта.

Чаще всего неаккредитованные УЦ создаются внутри компании или группы связанных организаций для обеспечения внутреннего документооборота. Лишь в редких случаях неквалифицированные ЭП могут получить и другие лица (например, партнеры, задействованные в решении определенных задач).

Аккредитованные УЦ имеют право выпускать квалифицированную подпись. Она позволяет обеспечить юр. силу документам в соответствии с законом, подтверждает целостность файла и личность подписанта.

Аккредитацией УЦ занимается Минкомсвязи России. При этом к организациям предъявляются довольно серьезные технические и юридические требования. Аккредитованный УЦ должен использовать в работе программные и аппаратные комплексы, получившие сертификат от ФСБ России. Ему также необходимо получить лицензию на деятельность по защите информации и выполнить ряд дополнительных требований.

Наличие жестких ограничений для аккредитованных УЦ связано с тем, что от его корректной работы зависит нормальное функционирование различных систем и даже доверие к целым сферам деятельности, где активно применяются ЭП (торги, отчетность и т. д.).

Список удостоверяющих центров, где можно получить ЭЦП

Если требуется получить неквалифицированную ЭП для работы с конкретной информационной системой, то нужно обращаться в УЦ, имеющие соответствующие полномочия. Они не всегда имеют аккредитацию Минкомсвязи. Уточнить список центров можно в этом случае у оператора информационного сервиса.

Аккредитованные УЦ включаются в единый реестр. Его ведением занимается Минкомсвязи. Пользователи могут ознакомиться со списком аккредитованных УЦ на портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи.Реестр центров

Здесь пользователь может узнать о текущем статусе аккредитации. Для удобства на портале доступны фильтры, с помощью которых можно выбрать УЦ в определенном городе (например, СПБ) и по другим параметрам.Статусы аккредитации

На сайте пользователь может также ознакомиться с нормативными документами по электронной подписи и работе УЦ.Нормативные документы

В России существует довольно много УЦ, которые предлагают услуги по выпуску электронных подписей. Но пользователю надо подбирать центр для выпуска ЭП в соответствии с целями ее использования. В большинстве случаев необходимо обратиться в аккредитованный УЦ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Федеральный Центр ЭП
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: