Использование электронной подписи (ЭП) позволяет существенно упростить документооборот. Она применяется для подписания документов в электронном виде, подтверждения отсутствия изменений в них и т. д. Благодаря ЭП (ЭЦП) можно обмениваться с партнерами и госорганами электронными документами. Но далеко не все знают о том, что существуют различные виды электронных подписей, которые имеют свои отличия.
Простая электронная подпись, или ПЭП
Простая ЭП – это максимально упрощенный вариант электронной подписи. Для ее создания не используются криптографические модули. Наиболее ярким примером, попадающим под определение ПЭП, являются SMS-пароли, а также данные для доступа к различным информационным сервисам.
Где используется
Часто используется вариант простой электронной подписи в банковских системах для подтверждения платежей и других операций. Она может также применяться в следующих случаях:
- при получении госуслуг через официальный портал (доступны не все операции);
- во внутренних системах документооборота (обмен между сотрудниками компании);
- во внешних системах при наличии дополнительного соглашения;
- при входе на различные сайты.
Данный вариант цифровой подписи недопустимо применять в системах, где приходится сталкиваться с гостайной. Это ограничение установлено на законодательном уровне.
Юридическая сила
Простая ЭП будет приравнена к обычной собственноручной только при наличии отдельного соглашения об использовании ПЭП между участниками взаимоотношений. В некоторых случаях правила и необходимость применения ПЭП могут быть утверждены отдельными (локальными) нормативно-правовыми актами.
Обязательным условием придания ПЭП юр. силы является наличие в НПА соглашения на правила определения подписанта, а также установления обязанности для владельца ЭП сохранять закрытую часть ключа в тайне.
Большинство операторов требует прохождения идентификации для дальнейшего использования ПЭП. Например, на портале Госуслуги осуществляется подтверждение личности владельца ПЭП через сеть центров обслуживания.
Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП
Усиленная неквалифицированная ЭП создается уже с помощью криптографического ПО. При этом используется закрытый ключ ЭП. Она позволяет проверить личность владельца, а также отсутствие изменений в подписанном файле.
При получении подписи владельцу передаются открытый и закрытый ключи ЭП. Открытый ключ ЭП нужен для проверки подлинности подписи, а закрытый используется в момент подписания файла (документа). Фактически открытый ключ доступен всем. Выдавать НЭП могут различные УЦ. Аккредитация для этого не требуется.
Где используется
Довольно часто НЭП используется для участия в различных торгах. В некоторых случаях (например, при торгах по ФЗ-44) происходит постепенный переход на КЭП. Активно НЭП используется также во внутренних и внешних системах ЭДО.
Юридическая сила
Юр. силу НЭП будет иметь только при наличии между сторонами соглашения о ее признании. А также участники обмена документами должны договориться и закрепить документально правила применения НЭП. При выполнении этих условий НЭП будет полностью аналогична собственноручной подписи на бумажном документе.
Квалифицированная электронная подпись, или КЭП
Квалифицированная ЭП довольно сильно похожа на НЭП. Она создается также с использованием криптографического ПО. Но выдавать такие типы подписей могут только специальные организации (УЦ), прошедшие аккредитацию Минкомсвязи. Программное обеспечение, используемое в процессе создания КЭП, должно иметь сертификат ФСБ.
Где используется
Применение КЭП значительно шире. Она применяется при участии в различных торгах в качестве поставщика и заказчика, с использованием нее может проводиться документооборот внутри компании и с партнерами. А также с помощью нее сдаются отчеты в различные госорганы.
Юридическая сила
КЭП автоматически придает документам юр. силу на основании законодательства. Для этого нет необходимости в заключении дополнительного соглашения. Это существенно упрощает использование КЭП в ЭДО.
Какие из электронных подписей являются наиболее востребованными
Наибольшей возможностью обладают КЭП. Они позволяют обмениваться документами, имеющими юр. силу в практически любых информационных системах. При этом подтверждением личности владельца ЭП занимается аккредитованный УЦ. Он же и выдает данный тип подписей. Но в некоторых ситуациях могут применяться и другие виды подписей, например, для снижения затрат.
Сравнительная таблица назначения и возможностей
Понятие электронной подписи довольно широкое. Существующие виды ЭП довольно сильно отличаются по назначению и возможностям. Для наглядности сравним их в следующей таблице.
Вид ЭП | Юр. сила | Возможности | Кто занимается выдачей? |
ПЭП | Только при наличии соглашения между сторонами, нельзя использовать в системах и документах, связанных с гостайной | Авторизация пользователей, подтверждение операций в банковских и других системах, передача различных заявлений в госорганы | Оператор системы, может потребоваться подтверждение личности владельца при личной встрече |
НЭП | Участие в торгах, внутренний документооборот и иногда обмен документами с партнерами | УЦ оператора системы в соответствии с действующими правилами | |
КЭП | Полная юр. сила в соответствии с законом, без доп. условий | Участие в торгах, ЭДО, передача отчетов в госорганы и т. д. | УЦ, прошедший аккредитацию Минкомсвязи |
Правильно выбранная электронная подпись позволит решить многие вопросы в документообороте и открыть новые возможности для доступа к электронным услугам. В большинстве ситуаций пользователю требуется КЭП, и за ее получением нужно обратиться к одному из УЦ, прошедших государственную аккредитацию.